Проникнувшись декларативными подходами к созданию приложений, я начал переносить это на личную жизнь. Мне становится проще, когда я отключаю супермена, отключаю Лёшу-спасателя, и в абсолютно описательной манере обозреваю status quo своих внутренних и внешних процессов. Ошибки и репутационные издержки на работе — это моё особенно слабое и болезненное место, и мне трудно лишь описывать состояние дел, но чем труднее это делать, тем парадоксально легче мне встречаться с этой ситуацией потом, когда сеанс инвентаризации внутреннего пространства произведён. По большому счёту, это обыкновенная саморефлексия, с особенным вниманием к тому, чтобы оставаться отстранённым, некомментирующим, не пытающимся оправдать, рационализировать, подыскать удобное объяснение, подбодрить, ну и, в общем, хоть как-то повлиять.
"Похоже, я не умею с этим справляться без ущерба для себя и выбираю довольно деструктивный способ компенсации. И на данный момент я не вижу возможности это изменить". На этом всё. Ни попытки это тут же исправить, ни приуменьшить, ни преувеличить значимость.
И когда момент компенсации наступает, осознанное понимание причин происходящего вызывает внутреннее ощущение согласия с происходящим и желание смягчить процесс, не так саморазрушаться, не так упарываться. Ведь нет ни одного человека, который бы ни имел недостатков, слабостей и отрицательных черт — я, во всяком случае, таких людей ещё не встречал — и идея экологичного отношения к себе заключается не в "искоренении всего зла" в себе, а в научении применять себя к жизни согласно инструкции, установлении контакта с реальностью и гибкой адаптации к ней. Стремление вылепить из себя идеальную личность неизбежно приводит к сотворению уродливого нежизнеспособного монстра, к страдающей химере, с неподходящими друг к дружке конечностями и реакцией отторжения аллогенного трансплантата. К счастью, воля среднестатистического человека не настолько сильна, и после непродолжительного психологического селф-харминга обычно идёт откат и возврат к привычной, не удовлетворяющей, но хотя бы жизнеспособной модели.
Насколько же люди подчас нуждаются не в делании, а наоборот, в не-делании, в том числе ментальном не-делании. Дзен-буддисты передают привет.