Быть, а не казаться... Когда в книгах пишут — "искренне желайте людям счастья и радуйтесь за них", ты говоришь себе — "ок, будем искренне радоваться!". И пытаешься искренне радоваться. Но разве что-то изменилось в тебе после того, как ты прочитал этот призыв? Разве можно искренне радоваться за других, если за минуту до этого ты, в обычном состоянии, не радовался?
Возьмём христианство, там на каждом шагу — радуйтесь, почитайте, прощайте, любите, отпускайте, и проч и проч. Нет, конечно, если это говорится в контексте "делайте это почаще", то здесь всё понятно, вопросов нет. Но если простым призывом или указанием к действию пытаются взрастить в ком-то добродетель, то мне кажется, что это совершенно бесполезно.
Тебе хочется казаться человеком, радующимся за других. Но это лишь видимость.
Тебе хочется казаться человеком, прощающим других. Но это лишь видимость.
...
читать дальше
Возьмём христианство, там на каждом шагу — радуйтесь, почитайте, прощайте, любите, отпускайте, и проч и проч. Нет, конечно, если это говорится в контексте "делайте это почаще", то здесь всё понятно, вопросов нет. Но если простым призывом или указанием к действию пытаются взрастить в ком-то добродетель, то мне кажется, что это совершенно бесполезно.
Тебе хочется казаться человеком, радующимся за других. Но это лишь видимость.
Тебе хочется казаться человеком, прощающим других. Но это лишь видимость.
...
читать дальше
Разве на каждом? Это "Нагорная проповедь" - и это скорее декларация о намерениях, ну или направление, в котором надлежит действовать. По поводу реальных же поступков - мне и не сосчитать, сколько в тексте Писания комплиментов типа "гробы повапленные" (снаружи красивые, а содержанием гнилые) и ехидных замечаний типа "поступайте так, как они вам говорят, но не как они сами делают".
Похоже, для того, чтобы интегрировать какое-то новое качество в собственную индивидуальность, нужно много большее, чем просто копирование и подражание. Нужно понимание, почему по-новому лучше, чем по-старому. Ведь если по-старому проще и выгоднее, то заставлять себя жить по-новому — глупо и противоестественно.
Да, нужно много большее. Но для этого уже недостаточно текстов и проповедей. Тут либо вести широкую (и неглубокую) обработку и радоваться, если удастся хотя бы известить об этом большое количество людей (и безмерно радоваться, когда люди хотя бы начнут вести себя в соответствии с декларируемым), либо создавать узкую группу "своих", либо отшельничать. Для индивидуальных изменений и нужна индивидуальная работа, и массово такую не сделать.
Groemlin, я писал больше не про саму библию, а про комментарии и наставления святых отцов и изречений известных подвижников церкви) У меня очень хорошая подруга — православная христианка. Соблюдает все посты, ходит в церковь, постоянно читает т.н. "святых отцов", периодически делится изречениями со мной. Изречения подобными призывами изобилуют.
Оловянная ящерица, да, это "священное Предание" - вернее, часть его. Но в сочинения отцов церкви входят ведь не только призывы и указания к действию, там много чего еще. Ваша подруга наверняка это знает; такие изречения - это ведь только кусочек с поверхности айсберга..
для того, чтобы интегрировать какое-то новое качество в собственную индивидуальность, нужно много большее, чем просто копирование и подражание. Нужно понимание, почему по-новому лучше, чем по-старому.
Можно из года в год вытренировывать в себе добродетель, которая тут же слезет с тебя, как старая обгоревшая кожа, когда ты перестанешь сознательно обращать на это внимание.
А затем в первые же века церкви и появились монастыри, монастырские уставы и духовные практики, нацеленные на выработку нового образа жизни, новой системы ценностей, новой личности. И все равно большая часть работы оказалась нетиражируемой, индивидуальной.