Я напоминаю себе, что всё, что бы люди ни делали, они делают для себя. Даже самые святые-пресвятые монахи, без остатка отдающие свою жизнь на служение другим, делают это для себя.
Почему так? В своей душе они чувствуют стремление к служению другим, это становится их духовной потребностью — и они её удовлетворяют.
То есть, как видно, под "делать для себя" я подразумеваю вовсе не эгоизм, не удовлетворение собственных нужд в ущерб другим. Наоборот, удовлетворение многих наших потребностей сопряжено с удовлетворением нужд других людей.
- Мы хотим сделать счастливыми любимых людей, и счастливы, когда счастливы они. Мы делаем других счастливыми — для самих себя, потому что таким образом сами достигаем счастья.
- Это касается и отношения к миру. Мы счастливы жить в мире, где все добры друг к другу, где между людьми существует уважение и доверие. Это очень здорово. Поэтому мы изменяем этот мир — "в лучшую сторону", чтобы наша потребность в добром мире была удовлетворена.
Но многие люди довольно равнодушны к подобной идее. У них могут быть иные потребности, иные ценности и приоритеты: "да, это было бы неплохо, но есть вещи и поважнее". И это совершенно нормально — просто эта идея мало что им даёт. Каждый высшим приоритетом ставит то, что важно в первую очередь ему.
- В этом смысле люди нравственные совершенно не отличаются от безнравственных. Последние также делают всё для себя. Различаются лишь методы. Эгоизм не учитывает интересы других, он удобен только одному человеку. Преступления — как способ выражения или отстаивания своих прав и нужд, также ущемляет интересы других.
Я уверен, что если бы у "плохого" человека была возможность или знание, как удовлетворить ту же свою потребность, но без ущемления прав других, он обязательно бы поступил лучшим образом. Ведь ущемляя других, рискуешь нарваться на неприятности.
Но даже если прямых неприятностей не последует, поступками ты формируешь собственную картину мира. Если я поступаю определённым образом, то я ожидаю, что также могут поступать и другие. Окружающий мир — лишь проекция. А кто добровольно захочет жить в мире, наполненном ущемлениями и насилием?
Почему важно это понимать? Такой взгляд на вещи возвращает человеку его ответственность.
- Я больше не делаю что-либо "для их же пользы", особенно насильно, особенно страдая сам.
- Я не обижаюсь, что мои жертвы не оценены. Потому что я знаю, ради кого на самом деле были эти жертвы.
- Когда я делаю то, что мне делать не хочется, я всё равно делаю это для себя. Просто я выбрал меньшее из зол, которые вижу в сложившейся ситуации.

То есть, как видно, под "делать для себя" я подразумеваю вовсе не эгоизм, не удовлетворение собственных нужд в ущерб другим. Наоборот, удовлетворение многих наших потребностей сопряжено с удовлетворением нужд других людей.
- Мы хотим сделать счастливыми любимых людей, и счастливы, когда счастливы они. Мы делаем других счастливыми — для самих себя, потому что таким образом сами достигаем счастья.
- Это касается и отношения к миру. Мы счастливы жить в мире, где все добры друг к другу, где между людьми существует уважение и доверие. Это очень здорово. Поэтому мы изменяем этот мир — "в лучшую сторону", чтобы наша потребность в добром мире была удовлетворена.
Но многие люди довольно равнодушны к подобной идее. У них могут быть иные потребности, иные ценности и приоритеты: "да, это было бы неплохо, но есть вещи и поважнее". И это совершенно нормально — просто эта идея мало что им даёт. Каждый высшим приоритетом ставит то, что важно в первую очередь ему.
- В этом смысле люди нравственные совершенно не отличаются от безнравственных. Последние также делают всё для себя. Различаются лишь методы. Эгоизм не учитывает интересы других, он удобен только одному человеку. Преступления — как способ выражения или отстаивания своих прав и нужд, также ущемляет интересы других.
Я уверен, что если бы у "плохого" человека была возможность или знание, как удовлетворить ту же свою потребность, но без ущемления прав других, он обязательно бы поступил лучшим образом. Ведь ущемляя других, рискуешь нарваться на неприятности.
Но даже если прямых неприятностей не последует, поступками ты формируешь собственную картину мира. Если я поступаю определённым образом, то я ожидаю, что также могут поступать и другие. Окружающий мир — лишь проекция. А кто добровольно захочет жить в мире, наполненном ущемлениями и насилием?
Почему важно это понимать? Такой взгляд на вещи возвращает человеку его ответственность.
- Я больше не делаю что-либо "для их же пользы", особенно насильно, особенно страдая сам.

- Я не обижаюсь, что мои жертвы не оценены. Потому что я знаю, ради кого на самом деле были эти жертвы.
- Когда я делаю то, что мне делать не хочется, я всё равно делаю это для себя. Просто я выбрал меньшее из зол, которые вижу в сложившейся ситуации.